Ваша любимая DAW?
FL Studio
Steinberg Cubase
Cakewalk SONAR
Ableton Live
Presonus Studio One
Propellerhead Reason
Apple Logic
Magix Samplitude
Bitwig Studio
Cockos Reaper




Эквализация вокала

Для каждого звукорежиссера в жизни наступает тот долгожданный день, когда помимо настройки и обработки инструментов ему предстоит работать с вокалом. Вокал, как один из важных элементов микса, если конечно он присутствует нуждается в тщательной работе, так как люди при прослушивании музыкального произведения основное внимание обращают именно на него.

Часто профессионалы запутывают тем, что эквализация вокала не нужна или вредна, так как может нанести непомерный ущерб. Да это верное утверждение, но немного не так понимается, именно неправильно настроенный эквалайзер может уничтожить тот драгоценный материал.

Эквализация вокала просто необходима. Когда еще я был студентом, нас парней пригласили пропеть несколько фраз, человек искал вокалиста для записи песни. Собственно, когда очередь дошла до меня, прослушивавший сразу ответил какой у меня сильный бас ну и вычеркнул из списка претендентов на запись. Но меня заинтересовал вопрос по поводу баса, я не есть обладатель супер низкого голоса, но вот посмотреть по анализатору спектра появилось явное желание.

После окончания лент, решил поэкспериментировать над своим голосом. Подключил микрофон, запустил программу, записал голос, стал прослушивать в наушниках ничего особенного в нем не обнаружил. Потом вспомнил, что у меня давно завалялся на моём винчестере проект, написанный в жанре хип-хопа, черканул некоторый текст на бумаге и прочитал, конечно, получилось не много глупо, так как рэпер с меня хоть отбавляй:)

Но когда начал смешивать свой вокал с минусом, не прибегая к обработке, а просто регулируя фейдера в микшере, я услышал, как моя стереосистема с сабвуфером начала явно плеваться и выдавать непонятное звучание баса и бочки трека. Сразу назрел вопрос, что существует конфликт в низкочастотном спектре, что мешает басу и бочке нормально звучать. Отключив все каналы микшера, кроме дорожки с вокалом стал слушать и смотреть на спектроанализатор, а сабвуфер издавал явную низкочастотную муть, которая собственно и создавала тот самый конфликт.

Поэтому решение не заставляло себя долго ждать, поставил эквалайзер на дорожку с вокалом и, перемещая hi-pass фильтр срезал конфликтный участок частот, уже тем самым положительно повлиял на весь микс в целом. Теперь вы понимаете, что эквализация очень важна. Вообще резать частоты можно смело до 80-120 Гц у мужского голоса, до 170-250 Гц у женского голоса, но опять же это цифры, и прежде чем что то делать нужно внимательно прослушать первоначальный и обработанный трек во-избежании потери полноты звука, а иначе он станет тонким и слабым.

Еще одним ключевым фактором при обработке голоса является использование компрессора, так как он позволит добавить четкости вокалу, не забывайте об этом. Прежде чем попытаться добавить в каком-то частотном диапазоне, а так же сохранить естественность голоса, лучше попробуйте на несколько децибел прибрать у других инструментов, но без фанатизма, чтобы не было в ущерб им.

Если вокал звучит тускнее и не так разборчиво в миксе, можно добавить высоких частот в районе 6-12 кГц. Тем самым появится яркость и воздух, при этом нужно увеличивать широкий диапазон спектра, чтобы добиться естественного звучания.

Вывод: На примере собственного опыта, эквализация вокала нужна, но только для устранения небольших проблем и придания изюминки, потому что изначально голос должен хорошо быть записан, а сильное вмешательство повлечет за собой неестественность, резкость, вызовет утомляемость у слушателя. Поэтому доверяйте своим ушам и проверяйте на различной аппаратуре.