Ваша любимая DAW?
FL Studio
Steinberg Cubase
Cakewalk SONAR
Ableton Live
Presonus Studio One
Propellerhead Reason
Apple Logic
Magix Samplitude
Bitwig Studio
Cockos Reaper




Сведение музыки

Сведение музыки, как один из этапов музыкального произведения позволяет из множества аудио и миди дорожек создать полноценный аудиотрек. От практического навыка звукорежиссера многое зависит. Во-первых, на сколько успешно будет звучать микс на различной аппаратуре, начиная от мобильных телефонов и заканчивая hi-fi акустикой, во вторых, удастся ли зацепить внимание слушателя проделанными действиями.

По идеи сведение кажется самым простым этапом при написании музыки, достаточно изменять положение регуляторов. Но не всё так просто умение сводить приходит только с колоссальным опытом и не всегда человек работающий в определенном жанре, например рок музыке сможет успешно выполнить работу с электронной музыкой.

Чтобы переходить к сведению, предлагаю для начала выбрать и внимательно прослушать в течении длительного времени аудиотреки схожего музыкального жанра. Определяйте и как бы расставляя на полки книги, расположение инструментов, их громкость, смещение, отдаленность или наоборот близость. Запомните, что хорошо сведенный трек имеет определенные критерии, а именно бас с бочкой звучат раздельно, но дополняют друг друга, тарелки и инструменты, затрагивающие высокие частоты звучат ярко, но при этом не вызывают отчуждение, в плотном миксе любой инструмент всегда можно отличить от другого.

На какой громкости сводить музыку? Не стоит уничтожать свой слуховой аппарат пытаясь работать на высокой громкости. Идеальным вариантом будет периодичность изменения громкости с громкого на тихую и наоборот. Это нужно делать изначально, чтобы уменьшить усталость ушей, что в свою очередь позволит адекватно дальше воспринимать музыкальную картину.

Так же не рекомендую заниматься сведением музыки в наушниках, так как практически нереально с помощью них настроить стерео-картину. Что касаемо низкочастотного баланса, с помощью наушников его выполнить невозможно. Используйте их только, как еще один инструмент проверки.

Этапы сведения музыки

Процесс сведения у каждого звукорежиссера свой и вырабатывается годами, поэтому предлагаю конкретизировать основные моменты и на что нужно обратить внимание.

1. Подготовка рабочего места. Так как сам процесс сведение парую занимает много времени и приводит к усталости, обязательно позаботитесь о кресле в котором будете сидеть, возьмите листы бумаги или записную книжку, для отображения схематичности звучания трека. Не забывайте делать перерывы. Отдохнувшие уши лучше воспринимают музыкальную куртину, чем замыленные.

2. Организация проекта. Подписывайте всегда каналы в микшере, в компьютерных программах по большому счету достаточно сделать двойной клик мышью и добавить нужное название. Группируйте и располагайте инструменты по осмысленной структуре, это важно для экономии времени.

3. Баланс. Сведение всегда начинается с настройки громкости инструментов при этом не используются внешние устройства или плагины обработки. Инструменты хорошо звучащие в моно говорят о том что баланс в спектральном отношении выбран правильный.

4. Обработка треков. Начните работу с эквалайзеров, с помощью них уберите мешающие паразитные частоты. Вырежьте тот спект частот, который не играет роли, но мешает полноценно звучать всему миксу. Используйте динамическую обработку для склеивания аудиодорожек, а так же добавления атаки акустической гитаре, барабанной установке и сглаживанию всплесков в вокале.

5. Стерео-картина. Панорамируйте инструменты согласно музыкальному стилю других произведений. Добавляйте глубину с помощью реверберации и задержки, при этом найдите основную нишу инструмента.

6. Проверка микса на разной акустике. Проведите проверку своего музыкального произведения на всевозможной акустике, если результат везде вполне ожидаем, значит сведение выполнено правильно.