Ваша любимая DAW?
FL Studio
Steinberg Cubase
Cakewalk SONAR
Ableton Live
Presonus Studio One
Propellerhead Reason
Apple Logic
Magix Samplitude
Bitwig Studio
Cockos Reaper




Сведение вокала

Вокал, как один из важных инструментов микса имеет магическое свойство влияния на людей, которые прослушивают музыкальное произведение, поэтому задача профессионала обеспечить прозрачность и отчетливость его в миксе.

Начинающий звукорежиссер часто сталкивается с проблемой сведения вокала. Неграмотно сделанное сведение приводит к проблеме перекрытия вокала инструментами, что крайне негативно влияет на ощущение слушателя.

Поэтому основным решением при сведении является устранение конфликтов между инструментами посредством настройки эквалайзера. Первый этап при обработке, устранение проблемных зон посредством эквализации вокала. Обычно это низкочастотная грязь или бубнение вокалиста, которое в итоге создает конфликт между инструментами в низкочастотном спектре между басом и бочкой.

Следующий этап, компрессия. Запомните, что наилучшим выбором будет сначала записать вокал без компрессии, а потом на этапе сведения применить её во всеоружии. Так как основные инструменты часто подвержены сильной компрессии, особенно ударная установка, то и вокал требует таких же кардинальных действий.

Незабываем, что компрессоры в зависимости от их характеристик созданные разработчиками добавляют определённый характер компрессии. Зачастую компрессор выбирается с прозрачным влиянием, чтобы вокал как можно ближе был к естественному звучанию.

Как же настроить компрессор для вокала? Чтобы вокальная партия звучала мягко и не прыгала по громкости, нужно выставить значения параметров компрессора таким образом: attak по минимому, позволит компрессору сгладить вокал, release в зависимости от требуемой компрессии, значения могут быть равными, как и 100 мс так и более. Порог срабатывания устанавливается на слух.

После эквализации и компрессии применятся эффект реверберации. Использование реверберации зависит от того в каком пространстве должен быть расположен вокал относительно других инструментов. Например, в rap пространство создается минимальное, а вот в лирической музыке вполне возможно использовать hall.

Дальнейшие действия по обработке и сведению вокала складываются исходя, какой результат необходим на выходе, здесь могут присутствовать эффект задержки, флэнжер, дисторшн (особенно его любят использовать в рок музыке для придания изюминки) и так далее. Всё зависит от фантазии и умений.